Главная Образование

Рабочая программа
социального педагога
МБДОУ "Детский сад № 119"

 


 Soc171007

Содержание

 

 

  1. Пояснительная записка----------------------------------------------------------------3
  2. Принципы и подходы к формированию программы----------------------------4
  3. Функции социального педагога ДОУ-----------------------------------------------6
  4. Основные направления работы социального педагога ДОУ-------------------8
  5. Ожидаемые результаты--------------------------------------------------------------10
  6. План работы социального педагога на год---------------------------------------11
  7. План работы социального педагога с группой социальной поддержки---15
  8. План работы социального педагога с детьми и семьями «группы риска»16
  9. План работы социального педагога с проблемными семьями---------------17
  10. Оформление стенда информации--------------------------------------------------18
  11. Использованная литература---------------------------------------------------------19

Пояснительная записка.

  Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

  В каких реальных условиях воспитывается ребенок сегодня?

Родителей, в силу социально — экономического положения современного общества, окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

  В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

роль защитника интересов и законных прав ребенка;

роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Принципы и подходы к формированию программы.

  Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом ДО:

  1. Принцип гуманизации предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребёнком своего детства, наиболее полного развития его индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.
  2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.
  4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребёнка и родителей.
  5. Принцип природосообразности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребёнка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
  6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребёнка на освоение общечеловеческой культуры.
  7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: 

культуре, природе, детям и взрослым.

      Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном и социальном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание  атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

  Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии социального педагога. От педагогического мастерства которого, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

                                 Функции социального педагога ДО.

  Социальный педагог:

  • осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
  • изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
  • выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
  • способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
  • взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию и какова роль социального педагога ДОУ в этом?

Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная цель деятельности социального педагога дошкольного учреждения.

Направления деятельности по её реализации определяются задачами дошкольного образования в ОУ.

  Рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации.
  5. Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
  6. Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 119»
  7. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
  8. «Права и обязанности социального педагога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №119»
  9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. в редакции от 06.07.2006г. N2104 - ФЗ
  10. Закон РФ «О внесении изменений в статью 19 Закона РФ «Об образовании» от 16.03.2006г. N42-ФЗ.
  11. Рабочие программы, разработанные в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  №119: «Социальный педагог», «Педагог психолог».

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 5 лет.

               

 

                 Основные направления работы социального педагога ДОУ.

 

    Какие цели и задачи актуальны для дошкольного образовательного учреждения сегодня?

    Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями.

   Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада.

  Для меня, социального педагога, она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально — педагогической деятельности в детском саду.

Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:
  • работа по защите прав ребенка;
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

  Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.

Каково содержание социально — педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

  I. Информационно — аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях.

  При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

  1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении и поведении, проблемы дезадаптации в условиях ДО и семьи.

  Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, труднообучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей использую методы диагностики — экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп.

  2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического, морального  насилия).

Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагаю заполнить опросник и анкету Басса — Дарки.

Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители — насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье.                                                                      

  3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. Методика «Родительско — детские отношения» (РARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада проводится  анкетирование среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступивших детей — анкетирование на тему «Ваши пожелания и ожидания

  II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

  В рамках практического блока проводится коррекционная работа с семьями по защите прав ребенка, которая включает два этапа:

1 этап. Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).

2 этап. Взаимодействие с родителями группы социального риска.

III. Контрольно — оценочный блок — это анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

  Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия —  это: опрос, оценочные листы, экспресс — диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используем для отслеживания и оценки отсроченного результата.

                                              Ожидаемые результаты.

 

Основные направления оценки эффективности работы социального педагога:
- соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения, в том числе уменьшение количества семей «группы социального риска»
- динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;
- динамика изменения отношения участников воспитательно-образовательного  процесса к базовым социальным ценностям;
- динамика социально-педагогических условий обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения;
- динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимате, непосредственно влияющих на каждого воспитанника дошкольного подразделения;
- развитие социальной инициативы детей и взрослых.

                                                                                                                     Приложение 1

План работы социального педагога на год.

 

Образовательная деятельность

Сроки проведения

Ответственный

                        1. Диагностико-исследовательская деятельность.

1

Составление списков детей по группам на 2017-2018 учебный год с указанием сведений о семьях воспитанников.

сентябрь

Ю.В.Пятакова

2

Сбор информации о вновь поступивших воспитанниках. Оформление социальных карт на новых воспитанников.

Сентябрь

Октябрь

Ю.В.Пятакова

3

Составление перспективного плана работы на 2017-2018 учебный год.

Сентябрь

Ю.В.Пятакова

4

Составление плана работы социального педагога с семьями «группы риска».

Сентябрь

Октябрь

Ю.В.Пятакова

5

Составление плана работы социального педагога с проблемными семьями.

Сентябрь

Октябрь

Ю.В.Пятакова

6

Составление плана работы социального педагога для детей с ОВЗ.

Сентябрь

ЮВ.Пятакова

7

Составление плана взаимодействия социального педагога с группой социальной поддержки.

Сентябрь

Ю.В.Пятакова

8

Выявление категорий семей, входящих в группу социального риска.

Сентябрь

Ю.В.Пятакова

9

Формирование социального паспорта на 2017-2018 учебный год.

Сентябрь - ноябрь

Ю.В.Пятакова

10

Создание банка данных детей с ОВЗ (детей-инвалидов)

Сентябрь -октябрь

Ю.В.Пятакова

11

Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ.

Октябрь

Ю.В.Пятакова

12

Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:

-полная семья;

-неполная семья;

-многодетная семья;

-малообеспеченная семья семья;

неблагополучная семья.

Октябрь

Ю.В.Пятакова

13

Контрольное обследование семей, находящихся на учёте.

По мере необходимости

Ю.В.Пятакова

14

Патронаж в случае выявления неблагополучия в семье

По мере необходимости

Ю.В.Пятакова

                         2. Информационно-профилактическая деятельность.

15

Социально — психологическая помощь и поддержка в организации работы групп в условиях адаптационного периода.

Сентябрь

октябрь

Ю.В.Пятакова

16

Выявление микроклимата в семье.т Анкетирование. Наблюдение.

Октябрь

ноябрь

Ю.В.Пятакова

17

Разработка памяток для родителей:

«

В течение года

Ю.В.Пятакова

18

Помощь в подготовке и проведении мероприятий.

В течение года

Ю.В.Пятакова

19

Участие в родительских собраниях

В течение года

Ю.В.Пятакова

20

Беседы социального педагога по социально — эмоциональному развитию с детьми разных возрастных групп

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                                Работа с семьёй ребёнка. 

21.

Анкетирование « Социальный статус ребёнка в семье».

декабрь

Ю.В.Пятакова

22.

Изучение семей (семейных отношений) детей с ОВЗ.

ноябрь

Ю.В.Пятакова

23.

Консультации по коррекции детско-родительских отношений «Дети, которых не понимают взрослые»

(по индивидуальному запросу).

В течение года

Ю.В.Пятакова

24.

Консультация «Какой метод эффективнее похвала или наказание?» (индивидуальный  запрос)

В течение года

Ю.В.Пятакова

25.

Индивидуальные беседы с родителями

В течение года

Ю.В.Пятакова

26.

Консультация «Как создать благоприятную семейную атмосферу?» (индивидуальный запрос)

В течение года

Ю.В.Пятакова

27.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ:

«Игровая деятельность ребёнка с ОВЗ, роль взрослых в её организации»

«Грубость и непонимание в семье»

«Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы».

В течение года

Ю.В.Пятакова

28.

Контроль за посещаемостью МБДОУ детьми, требующих повышенного социально-педагогического внимания.

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                       Коррекционно-развивающая работа.

29.

Проведение образовательной деятельности с детьми «группы риска»

В течение года

Ю.В.Пятакова

30.

Проведение подгрупповой образовательной деятельности по социальному воспитанию в группе компенсирующей направленности №12

В течение года

Ю.В.Пятакова

31.

Проведение индивидуальной образовательной деятельности для детей с ОВЗ (по запросу родителей)

В течение года

Ю.В.Пятакова

32.

Образовательная деятельность познавательного цикла.

Сентябрь -май

Ю.В.Пятакова

                                                Методическая работа.

33.

Изучение социально-педагогической литературы.

В течение года

Ю.В.Пятакова

34.

Участие в ПМПК заседании.

По мере необход-ти

Ю.В.Пятакова

35.

Проведение диагностики.

В течение года

Ю.В.Пятакова

36.

Корректировка социального паспорта МБДОУ.

Февраль

Ю.В.Пятакова

37.

Взаимодействие со специалистами комитета образования, отдела опеки и попечительства, отделом полиции №2.

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                                    Консультативная работа.

Консультации для воспитателей по

улучшению

38.

Тема : «Ранняя диагностика неблагополучия – залог успеха в работе с семьёй»

Ноябрь

Ю.В.Пятакова

39.

Тема : «Правильное воспитание хороших привычек»

Январь

Ю.В.Пятакова

40.

Тема : « Как найти подход к «протестующему ребёнку»

Апрель

Ю.В.Пятакова

41.

Тема : « Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»

Апрель

Ю.В.Пятакова

42.

Консультации для родителей по индивидуальному запросу.

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Приложение 2

План взаимодействия социального педагога

с группой социальной поддержки.

Образовательная деятельность

        Сроки

  Ответственный

1

«Искусство быть родителем» (памятка)

«Мальчики и девочки» (НОД)

Октябрь

Ю.В.Пятакова

2

«Как мы нарушаем права ребёнка» (консультация)

Ноябрь

Ю.В.Пятакова

3

«Заповеди мудрого родителя» (памятка)

«Герои сказок, какие права они нарушили?» (НОД)

Декабрь

Ю.В,Пятакова

4

«Воспитание сказкой» (круглый стол)

Январь

Ю.В.Пятакова

5

«Родители — друзья детей»(беседа)

«Доброму все друзья»(НОД)

Февраль

Ю.В.Пятакова

6

«Как научить ребёнка беречь природу»(консультация)

Март

Ю.В.Пятакова

7

«А вы умеете просить прощение у ребёнка?»(консультация)

Апрель

Ю.В.Пятакова

                                                                                                                                                         Приложение 3

      План работы социального педагога с детьми и семьями «группы риска».

 

      Направление деятельности

           Сроки

    Ответственный

                                        1.Диагностическое направление

1

Изучение социально-психологического микроклимата семей, выделение семей высокого социального риска.

Сентябрь

Ноябрь

Ю.В.Пятакова

2

 Сбор информации о проблемных семьях.

Сентябрь

Ноябрь

Ю.В.Пятакова

3

Принимать участие в рассмотрении конфликтов между ребёнком и родителями и своевременно оказывать им социальную поддержку.

В течение года

Ю.В.Пятакова

4

Обследование бытовых условий, проведение рейдов совместно с педагогами и инспекторами.

По мере необходимости

Ю.В.Пятакова

                                         2.Коррекционное направление

1

Консультирование «Как реагировать на ситуации, возникающие с трудными детьми».

В течение года

Ю.В.Пятакова

2

Размещение информации в уголках для родителей .

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                        3.Профилактическое направление

1

Подбор литературы по вопросам связанным с неблагополучием семей.

В течение года

Ю.В.Пятакова

2

Доведение информации по защите детства (индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях) до сведения родителей.

В течение года

Ю.В.Пятакова

3

Размещение информации для семей «группы риска» в родительских уголках.

В течение года

Ю.В.Пятакова

                                                                                                                                                      Приложение 4

               План работы социального педагога с проблемными семьями.

Направления

работы

            Мероприятия

           Сроки

    Ответственный

Работа с родителями

- посещение семьи, наблюдение, диагностика;

- индивидуальное консультирование

Мотивировать родителей на обращение за социальной, медицинской, правовой помощью ( по мере необходимости);

- совместный поиск путей решения проблемы с привлечением членов семьи;

- привлекать  родителей к участию в мероприятиях, проводимых дошкольным учреждением по проблемам психолого-педагогического просвещения;

- сбор оценок развития ребёнка и дальнейший анализ семейной ситуации;

- групповое и индивидуальное консультирование по работе с ребёнком и родителями из проблемной семьи.

По запросу родителей

в течение года

Ю.В.Пятакова

Работа с детьми

- групповая и индивидуальная диагностика;

- групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

В течение года

Ю.В.Пятакова

Работа с педагогами

-сбор оценок развития ребёнка и анализ семейной ситуации;

-обучение стратегиям взаимодействия с детьми и родителями из проблемных семей;

- групповое и индивидуальное консультирование по организации работы с ребёнком и родителями из проблемной семьи.

По мере необходимости

По индивидуальному запросу

Ю.В.Пятакова

 

Оформление стенда.

№ п/п

         МЕСЯЦ

                            ТЕМА

       1

       сентябрь

Права и обязанности родителей.

       2

        октябрь

Ответственность родителей.

       3

         ноябрь

Права ребёнка в области образования.

       4

        декабрь

Поощрение и наказание дошкольников.

       5

        январь

Маленький воришка.

       6

       февраль

Дети нуждаются в защите.

       7

         март

Как знакомить ребёнка с историей семьи.

       8

        апрель

Как научить ребёнка управлять своим поведением.

       9

         май

О наказании.

      10

         июнь

Воздействие домашней атмосферы.

 Использованная литература:

 

  1. Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ : Методическое пособие /А.А.Майер, О.И.Давыдова.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.-288 с.
  2. Федосеева И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования: правовой и управленческий аспекты. Вып.1:метод.ред/сост. И.Ф.Федосеева (и др.).-Архангельск: изд.АО ИИППК РО, 2012.-102С.
  3. Чуракова Р.Г. Как разработать основную образовательную программу дошкольного образования/Под общ.ред. Р.Г.Чураковой.-2-е издание.,испр.-М.:Академкнига/Учебник,-2012.- 192 (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение в ФГОС).
  4. ФГОС ДО ( Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании РФ» (гл.1, ст.2)
  6. Интернет-ресурсы ( http://nsportal.ru/detskiy-sad).
СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • territorija132016.jpg
  • territorija42016.jpg
  • territorija192016.jpg
  • territorija252016.jpg
  • territorija52016.jpg
  • territorija82016.jpg
  • territorija72016.jpg
  • territorija212016.jpg
  • territorija222016.jpg
  • territorija112016.jpg
  • territorija152016.jpg
  • territorija62016.jpg
  • territorija142016.jpg

propal rebenok

pers1