Главная Образование

Рабочая программа
учителя- дефектолога для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР
МБДОУ "Детский сад № 119"

 Defect1709192

Содержание:    

 1. Пояснительная записка.                                                                                                                                      

2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения                                                                                

3. Характеристика контингента детей с ЗПР.                                                                                                       

4. Выбор программ, технологий, методических разработок и их комплексирование.                          

5. Планирование текущей педагогической деятельности. Формы организации педагогического процесса.                                                                                                                                                                       

6. Определение способов системной фиксации детского развития (мониторинг).                                 

7. Условия реализации рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 119». Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными  государственными  образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными  возможностями здоровья в освоении основной  образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическоми (или) психическом развитии воспитанников, их  социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоенииОПДО.

2.Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:                                                                                                                                                             1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.                                                                                                                            2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.                                                                                   3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Принципы и подходык формированию программы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.                                                                          

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач,которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.                                                

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должноносить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всехспециалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие ипреемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей (законныхпредставителей) дошкольников.

            Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно- развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.                                                                                                      

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

3. Характеристика контингента воспитанников с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в сравнении с ровесниками.  У этих детей сниженный уровень познавательной активности, что выражается в недостаточности  пытливости  и любознательности. Также им свойственна импульсивность, расторможенность, вялость,  повышенная двигательная активность.

Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности  детей слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к коллективу. Все перечисленные  качества свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости.

4.Выбор программ, технологий, методических разработок и их

комплексирование.

Раздел

Автор

1

Речевое развитие

Р. Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения- что это?» 2000г.

Р.Д. Тригер  «Подготовка к обучению грамоте» 2000г.

Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» М. 2001г.

Е.В. Колесникова «От звука к букве» М. 2001г.

М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей  правильного произношения» М. 1997г.

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» СПб. 2002г.

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений» М. 2001г.

Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» СПб. 2000г.

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» СПб. 2001г.

С.Н. Сазонова « Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи» М. 2003г.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Занятия по развитию речи в специальном детском саду» М. 2006г.

Л. Н.  Смирнова «Логопедия в детском саду» М. 2007г.

М.И. Лозбякова «Учимся правильно и четко говорить» М. 2007г.

«Готовимся к школе» программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР; под ред. С.Г. Шевченко М. 1997г.

2

Познавательное развитие

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений»

Е.В. Колесникова  «Математика для дошкольников 6-7 лет».

В.П. Новикова «Математика в детском саду»

Л.С. Метлина «Математика в детском саду»

Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»

О. А. Жукова «Цвет. Форма. Размер»

3

Психические процессы.

Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой

Е.А. Стребелева« Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»

Н.Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольников»

Н.Д. Шматко« Дети с отклонением в развитии»

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников»

Л.В. Мищенкова «Речь, логика, память, внимание, воображение» игровые и обучающие занятия с детьми дошкольного возраста. М. 2009г.

5. Планирование текущей педагогической деятельности.

Формы организации педагогического процесса.

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Психолого-педагогическое обследование детей. Составление индивидуальных маршрутов развития, заполнение документации.

16сентября -15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

15-30 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей. Заполнение документации.

12-20 января

Промежуточная диагностика (с учетом индивидуальных особенностей развития детей).

Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи предусматривает проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-дефектолога в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения развития ребенка и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ЗПР.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

6. Определение способов системной фиксации динамики

детского развития (мониторинг)

В условиях введения ФГОС возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребёнка с ЗПР, так и коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.

Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного психолого- педагогического изучения ребёнка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой стороны – разработки индивидуального маршрута развития ребёнка.

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей включает психолого- педагогическое обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей, и мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы.

Мониторинговая деятельность предполагает:

отслеживание динамики развития детей с ЗПР и эффективности плана индивидуальной коррекционной работы; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Описание планируемых результатов (5-6 лет)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений.

· Считает (отсчитывает) в пределах 10;                                                                                                     ·Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;                                                                    ·Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);                                                                                                                                                          ·Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;                                                                                   ·Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;                                                                                                           ·Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;                 

·Ориентируется на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);         

·Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, четырехугольник; равенство, неравенство сторон);                                                                                                                                                               ·Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;                                  ·Называет день недели, устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Образовательная область «Речевое развитие»

· Знает свое имя и фамилию, возраст, гендерную принадлежность, имена членов своей семьи, кем работают;

· Называет город, домашний адрес;

· Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу.

· Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту        

· Называет времена года, отмечает их особенности.                                                                         

· Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.   · Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.                          

· Бережно относится к природе.   · Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.                                                                                                                           

· Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.   · Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.   · Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Развитие фонетико-фонематического восприятия.

· Различение неречевых и речевых звуков;.

· Умеет воспроизводить в правильном порядке последовательность слогов и слов-паронимов;.· Выделяет заданный звук из ряда других звуков;   · Подбирает слова на заданный звук; может определить место звука в слове (начало, середина, конец);.                                                                                                                                             

· Относит звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;.· Условно обозначает гласные и согласные соответствующим цветом;.

· Умеет выполнять звуковой анализ односложных слов;   · Подбирает слова на первый ударный гласный звук;.                                                                                    ·Определяет первый согласный;· Определяет последний звук в слове.

Описание планируемых результатов 6-7 лет           

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

· Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);

· Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям;

· Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

· Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);

· Соотносит цифру (0-10) и количество предметов;

· Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =, );

· Различает величины: длину (ширину, высоту) и способы их измерения;                                                                                                                                                                                                                                · Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивает целый предмет и его часть;

· Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов;

· Определяет и называет временные отношения (день – неделя - месяц); · Называет состав чисел первого десятка из двух меньших; · Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

· Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Образовательная область «Речевое развитие»

Подготовка к обучению грамоте, звуковая культура речи.

· Обозначает звуки буквами;                                                                                                                        

· Знает о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных;   · Различает гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

· Использует условное обозначение гласных и согласных звуков;   · Различает твердые и мягкие согласные;                                                                                               

· Выделяет предложение из устной речи;   · Выделяет из предложения слово;                                                                                                  

·Правильно использует термин «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение»;                                                                                                                                           

· Делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-шаМа-ша, ма-ли-на, бе-рё- за) на части;                                                                                                                                           

·  Умеет составлять слова из слогов (устно);                                                                                          

· Умеет выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Грамматический строй речи.

· Активно использует в речи слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей действительности, обобщающие понятия; употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.                                                                                                    

· Образовывает однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в превосходной степени; согласовывает слова в предложении;   · Строит сложноподчинённые предложения;

Связная речь

· Строит высказывания из трёх-четырёх предложений, следит за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже;   · Пересказывает небольшие литературные произведения, сочиняет рассказы по сюжетной картине, серии сюжетных картин, описывает предмет по алгоритму.

7. Условия реализации рабочей программы

 

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется в тесном взаимодействии с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ЗПР являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.                                                                                                                                                      

2. Аналитическая работа.                                                                                                                                     

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада,

ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).                                                                                                                               

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями (законными представителями).                                       

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).                                                                                                          

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ЗПР).

Взаимодействие специалистов

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечить систему комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с нарушениями в развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Взаимодействие с воспитателями

 

Учитель-дефектолог тесно взаимодействует с воспитателями в течение всего учебного года, по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

Еженедельные задания учителя-дефектолога воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • ·Логопедические пятиминутки (комплексы артикуляционной, голосовой и дыхательной гимнастики);                                                                                                                                                     ·Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;                                                                                             ·Индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога и контроля над поставленными звуками и отработанными лексико-грамматическими формами;                        
  • • индивидуальная работа и работа малыми группами по развитию неречевых психических функций;   ·Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного наглядного материала.

Сотрудничество с родителями (законными представителями)

 

Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно- воспитательному процессу привлекаются родители (законные представители), которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.В коррекционной группе учитель – дефектолог и другие специалисты проводят для родителей (законных представителей) открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям (законным представителям) и домашние занятия родителей (законных представителей) с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Задания для родителей (законных представителей)  подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.

Взаимодействие участников образовательного процесса

 

Форма проведения

Срок проведения

Ответственный

Диагностическое

Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование детей.

Сентябрь

Учитель- дефектолог, воспитатели, педагог-психолог.

Комплектование групп с учетом рекомендаций ПMПК

Май-Июнь

Заведующий МБДОУ

Составление аналитического отчета Анализ коррекционно- педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год.

Май

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели, заместитель заведующего

Участие в работе психолого- педагогического консилиума

В течение года.

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели.

Проведение психолого- педагогического мониторинга

Май

Заместитель заведующего, учитель- дефектолог, специалисты

Коррекционно- развивающее

Обсуждение и утверждение годового плана

Май – Сентябрь

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели, зам.зав по УВР

Корректировка календарно- тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации

Сентябрь-Октябрь

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели, зам.зав по УВР

Анкетирование родителей (законных представителей) с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий

Сентябрь

Специалисты, учитель- дефектолог, психолог

Консультативное

Проведение тематических родительских собраний.

Сентябрь, Январь, Апрель

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели,

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно- педагогической работе

Январь

Специалисты, учитель- дефектолог, психолог

Информационно- просветительское

Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии

В течение года

Учитель- дефектолог, специалисты, воспитатели, заместитель заведующего

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов.

Ежемесячно

Учитель- дефектолог, специалисты

Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком;

— методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах компенсирующей направленности;

— консультации по запросам родителей (законных представителей), воспитателей, специалистов МБДОУ.

Модель взаимодействия

субъектов коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ

                           

                                                            

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • territorija152016.jpg
  • territorija212016.jpg
  • territorija62016.jpg
  • territorija112016.jpg
  • territorija192016.jpg
  • territorija222016.jpg
  • territorija72016.jpg
  • territorija52016.jpg
  • territorija82016.jpg
  • territorija132016.jpg
  • territorija42016.jpg
  • territorija252016.jpg
  • territorija142016.jpg

propal rebenok

pers1