Главная Образование

Рабочая программа педагога дополнительного образования по хореографии
МБДОУ " Детский сад № 119"

tanz1

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2.Теоретическое обоснование разработки программы.

3. Перспективно-тематический план.

4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы.

5. Список литературы.

1. Пояснительная записка.

Дополнительная программа по хореографии занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним из приоритетных направлений.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Данная программа строится  на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.

Программа ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

         Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

         Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения  в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

         Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

2. Теоретическое обоснование разработки программы

           В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.  Именно окружающая среда откладывает в душе  ребенка  отпечаток на всю жизнь. 

         Формирование творческой личности существенно для эмоционального и  для эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка.

         Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Данная программадополнительного образования по хореографии (далее – Программа) строится  на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.

Целью Программы:

приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Задачи:

-научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;

- развивать музыкальные и физические данные детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;

- воспитыватьэстетически – нравственное восприятие детей и любовь к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах.

         Программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

          Занимаясь по данной Программе, дети научатся чувствовать ритм,  слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения  в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

     Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

          Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

         Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

          Программа рассчитана на три года обучения детей 4-7 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

Работа придерживается определенных принципов и методов обучения.

1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.

2. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым  предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.

3. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

4. Принцип систематичностинепрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

5. Принцип сознательности и активности,предполагает обучение, опирающееся на сознательное своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.

6. Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.

7. Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

8. Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.

Режим проведения занятий:

Возраст детей

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол- во в год

Дети 4-5 лет

20 мин.

2

72

Дети 5-6 лет

25 мин.

2

72

Дети 6-7 лет

30 мин.

2

72

            Данная Программа состоит из отдельных танцевальных направлений, но в связи со спецификой обучения хореографии в детском дошкольном учреждении границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение различных элементов и танцевальных техник, которые используются в подготовке текущего репертуара. В Программу каждого учебного года вводится теоретический материал, рассчитанный на три года, соответствующий содержанию основных разделов:

- Теоретические знания о хореографическом искусстве.

           На данном этапе дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки?  Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.

- Упражнения для разминки.

          Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный калейдоскоп».

- Партерная гимнастика или партерный экзерсис.

         Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

         Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.

- Упражнения на ориентировку в пространстве.

        Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.

- Классический танец.

        Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battementtendu, demiplie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой и с каждым учебным годом  от более простых танцевальных движений будут добавляться к более сложным. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.

- Народный танец.

         В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.ародный бинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды построенными на данных движениях.А из

- Бальный танец.

           В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды « Полька», «Вальс».

- Эстрадный танец.

           Этот раздел вобрал в себя техники многих популярных направлений, здесь дети учатся не только определенным движениям, основной задачей становиться подготовить номера для показа их на публике. Успех изучаемого материала напрямую зависит от выбора музыки. Это в первую очередь современные детские песни, стилизованные народные песни и популярные мелодии, подходящие по возрасту детям.

           Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом.

Ожидаемые результаты:

- научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;

- воспринимать музыкальные образы (эмоциональная отзывчивость на музыку);

- формировать  потребность  к творческому самовыражению;

- знать элементарные танцевальные понятия,приемы, связки движений в   танцевальных    композициях;

-  управлять телом (осанка, положение рук и т.д.);

- развить двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности;

- повысить работоспособность и двигательную активность;

- развить правильную осанку;

- привить культуру общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

          Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

- конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

- праздничные выступления;

- спектакли;

- мастер-классы;

- фольклорные праздники  («Масленица» и т.д.);

- развлечения и досуги («Осенины», «8 марта» и др.);

- участие в городских и областных смотрах-конкурсах.

Детская  хореография  – система мероприятий, направленная на  развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников, на привитие навыков здорового образа жизни, поддержание  нравственно-волевых качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе, а так же способствует укреплению здоровья ребенка,  его физическому  и психическому  развитию, социальной  адаптации.

        Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач.

1. Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.

2. Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно.

3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции.

№ п/п

Содержание обучения на занятии

Время

Дети 4-5 лет

Время

Дети 5-6 лет

Время

Дети 6-7 лет

1.

Поклон

1 мин

1мин.

1мин.

2.

Разминка

4 мин

4мин.

4мин.

3.

Партерный экзерсис

3 мин

5мин.

5мин.

4.

Дыхательная гимнастика

1 мин.

1мин.

1мин.

5.

Разучивание танцевальных движений, синхронность исполнения

5 мин.

6мин.

9мин.

6.

Диагональ, разучивание кружений, вращений

3 мин.

5мин.

7мин.

7.

Игра

2 мин.

2 мин.

2 мин.

8.

Поклон

1 мин.

1мин.

1мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

      На занятиях по хореографии ни одно движение не выполняется как механический разогрев мышц. Занятия проводятся в игровой форме. Давая тематическое название занятиям, мы предусматриваем определенный сюжет, но в ходе занятия педагог импровизирует сам и предоставляет возможность импровизировать детям.

Актуальность использования информационно - коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на занятиях продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию ИКТ в работе с детьми. При подготовке и проведении занятий,  руководителем объединения  «Ритмы детства» широко используются средства ИКТ в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: знакомство   детей с   танцами народов мира; просмотр новых упражнений и техники их выполнения.

После освоения Программы педагог стремится достигнуть следующих результатов:

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализация его интересов;

- повышение роли дополнительного образования детей в деятельности образовательного учреждения;

- освоение методики изучения танцевальных движений и упражнений;

- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

- снижение роста негативных явлений в детской среде;

- духовно-нравственное оздоровление.

По окончанию первого года обучения дети будут знать:

- терминологию партерного экзерсиса;

- названия основных танцевальных движений и элементов

Будут уметь:

- двигаться и исполнять различные упражнения танцевальные постановки в соответствии с контрастным характером музыки; 

- реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами,вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;

- двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию; 

- выполнять элементы партерной гимнастики.

Второй год обучения:

По окончании обучения дети будут знать:

- начало и конец музыкального вступления;

- правила исполнения движений в паре;

- знать о назначенных отдельных упражнений хореографии;

- двигаться и танцевать под музыку;

- передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ

Будут уметь:

- выполнять простейшие построения и перестроения;

- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;

- принимать необходимое исходное положение;

- выполнять танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, подскоки,

- кружения по одному и в парах); 

- давать характеристику музыкальному произведению;

- откликаться на динамические оттенки в музыке,

- хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.

Третий год обучения

По окончании обучения дети будут знать:

- знать о назначенных отдельных упражнений хореографии;

- двигаться и танцевать под музыку;

- передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ

Будут уметь:

- выполнять построения и перестроения;

- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;

- принимать необходимое исходное положение;

- выполнять танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, подскоки,

- кружения по одному и в парах);  давать характеристику музыкальному произведению;

- откликаться на динамические оттенки в музыке,

- хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;

- самостоятельно исполнять танцевальные постановки.

- владеть навыками искусства танца.

Способы проверки результатов освоения программы:

 осуществляется на основе диагностики по развитию танцевальной деятельности (основы классического и народного танца, основные принципы хореографии), разработанной в образовательном учреждении. Диагностика проводится два раза за период учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

            Можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в дошкольном учреждении является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.

3. Перспективно-тематический план

Дети  от 4 до 5 лет.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п

 

Тематическое планирование.

1.

Вводное занятие.

2.

Партерная гимнастика:

- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

3.

Упражнения на ориентировку в пространстве:

-  игра «Найди свое место»;

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

 - интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца.

4.

Упражнения для разминки:

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой,

- наклоны корпуса назад, вперед,  в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

-  чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

5.

Классический танец.

1. Постановка корпуса.

2.Положения и движения рук:

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demiplie (по 1 позиции);

- relleve( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battementtendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4.Танцевальные комбинации.

6.

Народный танец.

1. Положения и движения рук:

- подготовка к началу движения (ладошка на талии);

- хлопки в ладоши;

- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);

- положение «полочка» (руки перед грудью);

- положение «лодочка».

2. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг;

- « Пружинка»-маленькое тройное приседание ( по 6 позиции);

- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;

- battementtendu вперед, в сторону  на носок, с переводом на каблук в русском характере;

- battementtenduвперед  на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;

- притоп простой, двойной, тройной;
- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

- простой приставной шаг с притопом;

-поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без);

- приставной шаг с приседанием;

- приставной шаг с приседанием  и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения);

- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

- приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения);

- приставные шаги по парам , лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- «елочка»;

- «ковырялочка»;

- поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации.

7.

 Танцевальные этюды и  танцы.

8.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

ИТОГО: 72 часа

 

Дети  от 5 до 6 лет.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п

 

Тематическое планирование.

1.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

2.

Классический танец :

1. Повтор 1 года обучения.

2. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;

- свободное размещение по залу, пары, тройки;

3. Положения и движения рук: 

- перевод рук из одного положения в другое.

4. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные);

- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

- танцевальный шаг назад в медленном темпе;

- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

- relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);

- demi-plie по 1,2,3 поз.;

- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;

- sotte по 1,2,6 поз.;

- sotte в повороте (по точкам зала).

5. Танцевальные комбинации.

4.

Народный танец :

1.Повтор 1 года обучения.

2. Положения и движения рук:

- положение на поясе – ладошка;

- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

- хлопки в ладоши – двойные, тройные;

- руки перед грудью – «полочка»;

- «приглашение».

3. Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

4. Движения ног:

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг  с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

- battementtendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie;

- battementtendu вперед, в сторону  на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

- притоп простой, двойной, тройной;

- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

-простой дробный ход (с работой рук и без);

- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;

- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

- прыжки с поджатыми ногами;

- «елочка»;

- «гармошка»;

- поклон на месте с руками;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

(девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3  позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»;

5. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- диагональ;

- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре;

- «звездочка»;

- «корзиночка»;

- «ручеек»;

- «змейка».

6. Танцевальные комбинации.

5.

Бальный танец:

1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.

1. Движения  ног:

- шаги: бытовой, танцевальный;

- поклон и реверанс;

- « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям);

- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке;

- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.

2. Движения в паре:

- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;

- « боковой галоп» вправо, влево;

- легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.

3. Положения рук в паре:

- основная позиция;

- «корзиночка».

4. Танцевальные комбинации.

6.

Этюды и танцы.

7.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

ИТОГО: 72 часа

 

Дети  от 6 до 7 лет.

(занятия 2 раза в неделю)

№ п/п

 

Тематическое планирование.

1.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

2.

Классический танец:

1. Повтор 2 года обучения.

2.Движениярук:

- portdebras.

3.Движениярук:

-demi-plie ;

- battement tendu;

- passé;

- relleve.

4. Танцевальные комбинации.

3.

Народный танец:

1. Повтор 2 года обучения.

2. Положения и движения рук:

- переводы рук из одного положения в другое;

- скользящий хлопок в ладоши,  «тарелочки»;

- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);

- взмахи платочком (девочки).

3. Движения  ног:

- поклон в русском характере;

- кадрильный шаг с каблука;

- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);

- пружинящий шаг;

- хороводный шаг;

- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;

- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;

- переменный ход вперед, назад;

- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);

- ковырялочка с подскоком;

- боковое «припадание» по 3 поз.;

- «припадание» в повороте;

- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону;

- поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад);

- подготовка к «веревочке»;

- «веревочка»;

- прыжок с поджатыми;

(девочки):

- вращение на полупальцах;

(мальчики):

 - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);

- присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу;

- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;

- скользящий хлопок по бедру, по голени;

-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением вперед и назад;

- «гусиный шаг».

4. Движения в паре:

- соскок на две ноги лицом друг к другу;

- пружинящий шаг под ручку ( в повороте).

6. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- «воротца»;

- «карусель».

5. Танцевальные комбинации.

4.

Бальный танец:

1. Повтор 2 года обучения.

2. Положения и движения ног:

Полька:

- par польки (по одному, по парам);

- par польки в сочетании с подскоками;

- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);

-  прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;

- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).

Вальс:

- par вальса (по одному, по парам);

- parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).

Полонез:

- par полонеза;

- par полонеза в парах по кругу.

 

3. Движения в паре:

- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперед с поворотом через середину;

- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта).

4. Танцевальные комбинации.

5.

Этюды и танцы.

6.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

ИТОГО: 72 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

         Содержание Программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого воспитанника, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.

Программа обучения учитывает ведущий вид деятельности детей  – игру. На занятиях много времени уделяется играм: игры на подражание, сюжетно-ролевые, музыкальные и пр. Учебный материал также преподносится в игровой форме. Все используемые игры способствуют оптимальной подготовке детского организма к более высоким психическим и физическим нагрузкам. Чередование развивающих игр и физической нагрузки сбалансировано таким образом, чтобы учащиеся не переутомлялись во время занятий, а также прочно усваивали материал.

Все движения выполняются под высокохудожественную музыку (классическую, народную), также используются современные композиции и сюжетно-тематические произведения, что позволяет развивать в детях эстетический вкус чувства и осуществлять нравственное воспитание.

При проведении занятий педагог использует различные пособия: цветные картинки с изображениями, соответствующими названиям упражнений; веревочки, с помощью которых дети на первоначальном этапе строятся в линию, круг; различные предметы, необходимые для выполнения тех или иных упражнений.

Перед началом каждого занятия педагог проверяет внешний вид детей, следит, чтобы все были аккуратно причесаны, одеты в соответствующую форму, сняли различные украшения (серьги, цепочки, браслеты, часы), которые могут послужить помехой на занятиях и стать причиной травм.

По мере освоения учебного материала, оценив творческие способности детей, руководитель может осуществлять постановочную работу, опираясь на уже усвоенный материал.

Основной формой воспитательной и образовательной работы с детьми является занятие, длительность и частота которого зависит от года обучения и возраста воспитанников. 

Учебный материал на занятиях по хореографии распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований.

Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных движений.

Мониторинг хореографических способностей по методике Э.П. Костиной.

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально - ритмических  упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка. 

Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале.

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.

Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.

Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии. 

Мониторинг распределяется по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оцениваются по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:

1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.

3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных  движений игр и плясок. 

Показатели качества освоения ребенком музыкально - ритмической деятельности (по Э.П.Костиной):

- Ф.И.О. детей I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. III. Наличие творчества в исполнении выразительности  движений игр и плясок.

- Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца.

- Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных.

- Восприятие ориентировки в пространстве.

- Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. Наличие развитого чувства ансамбля.

- Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. Творческая импровизация передачи игрового образа.

- Творческая импровизация в свободной пляске.

Занятия могут проводиться как в музыкальном, так и в физкультурном зале. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено.

Материал: 

- стеллаж

- станок хореографический

- зеркала настенные для занятий хореографией

- музыкальный центр (МР-3 проигрыватель)

- фортепиано

- ковер напольный

- индивидуальный коврик для занятий

- компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта)

- декорации (для проведения сюжетных занятий);

- костюмы;

- атрибуты: обручи, султанчики, бубны, гимнастические ленты, платочки, шарфики, косынки.

5. Список литературы

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -СПб.: ЛОИРО, 2000.

2. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 2012.

3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. – М.: Гном и Д, 2002.

4. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. - 2009.

5. Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок. - СПб.: Невская нота, 2010.

6. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения детей. – М.: Владос, 2001.

7. Пинаева Е. Образные танцы для детей: Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2005.

8. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.- Учебное пособие.- СПб:, 2005.

 9. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

10. Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Са-Фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб, «Детство-Пресс», 2007.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • territorija42016.jpg
  • territorija212016.jpg
  • territorija152016.jpg
  • territorija222016.jpg
  • territorija112016.jpg
  • territorija192016.jpg
  • territorija132016.jpg
  • territorija62016.jpg
  • territorija72016.jpg
  • territorija52016.jpg
  • territorija252016.jpg
  • territorija82016.jpg
  • territorija142016.jpg

propal rebenok

pers1