Главная Образование

 Рабочая программа
учителя - логопеда
МБДОУ "Детский сад №119"

Logop170919

Содержание

1. Пояснительная записка.                                                                                                                                 
2. Цель программы.
3. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
4. Характеристика  детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи.                                                                                                       
5.Особенности организации, задачи и принципы коррекционного обучения.                                                                               
6.Универсальные учебные действия.
7. Этапы реализации программы.
8. Основные направления, содержание рабочей программы.
9. Программно-методическое обеспечение.
10. Создание  специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
11.Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
12.Заключение.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учителем-логопедом для детей, имеющих нарушения речи,  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года,  Федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с  планом работы и основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 119», на основе  «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». (Авторы:Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше)
       Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей с нарушениями речи по индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутам.
       Актуальность организации логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению каждым ребенком основной образовательной программы  ДОУ.

2.Цель программы

       Создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению нарушений  речи у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребенка.

3.Комплектование групп компенсирующей направленности

Комплектование групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

По заключению ПМПК в группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи зачисляются дети с общим недоразвитием речи, а также дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

4.Характеристика  детей с общим недоразвитием речи

и с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

 

      Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка, в зависимости от сложности различают первый, второй и третий уровень речевого недоразвития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

5.Особенности организации,

задачи  и принципы коррекционного обучения.

         Основной формой обучения в группе  компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются   занятия с логопедом, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые учитель-логопед использует в работе.

         Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.

        Режим дня и расписание занятий  учителя -логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

 

Основные принципы работы:

1.     Принцип учета этиологии и механизмов речевых нарушений.

2.  Принцип качественного и количественного анализа результатов  обследования (качественный – для построения коррекционной работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).

3.      Принцип системности (в коррекционной работе воздействовать  на все компоненты речи).

4. Принцип комплексности (комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка, тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).

5.  Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

 

Задачи рабочей программы:

1) своевременно выявлять трудности обучения связанные с усвоением устной речи у детей с ОНР -3 уровень, ОНР-2 уровень, ФФН;

2) определять особенности организации образовательного процесса  в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

3) способствовать созданию условий для освоения детьми  основной образовательной программы  ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении;

4) осуществлять индивидуальную коррекционно-логопедическую помощь детям с нарушениями речи  с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

5) обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

6) оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.

6. Универсальные учебные действия

- Формировать логические действия анализа, сравнения, установления последовательности на материале текстов, формировать знаково-символические действия – замещение, моделирования и преобразования графических, буквенных и слоговых моделей на материале слов, словосочетаний и предложений. Формировать языковое чутье в процессе анализа грамматической и синтаксических структур предложений.

- Формировать умение адекватно использовать языковые средства с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы.

- Формировать правильное произношение звуков в соответствии с нормами русского языка; освоение слоговой структуры слов, включающей слоги разного типа.

- Формировать фонематическое восприятие (слухо-произносительную дифференциацию фонем).

- Формировать навык четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.

- Формировать умение дифференцировать зрительно-пространственные образы букв, а также вырабатывать графо-моторные навыки, необходимые для их воспроизведения и т.д.

-    Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом.

-   Развивать речь каждого ребенка, изучив все его личностные, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

-    Подготовить дошкольников к обучению в школе.

-  Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

7. Этапы реализации программы

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), определение специфики и особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

4. Этап регуляции и корректировки, внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с  нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

8. Основные направления и содержание рабочей программы

 - Формирование произносительной стороны речи;

 -устранение недостаточности речевой моторики;

 - уточнение произносимых звуков;

 -постановка нарушенных звуков;

 - автоматизация навыка произношения звуков в различных формах речи;

 -развитие умения дифференцировать звуки в произношении, сходные по артикуляции и по  звучанию : твердые – мягкие, глухие – звонкие, шипящие - - свистящие, сонорные  р – л, рь – ль;

- развитие навыка практического употребления слов различной слоговой структуры;

 -воспитание правильного темпа, ритма речи, её интонационно – мелодической окраски;

 - развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

 -узнавание неречевых звуков;

- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

- различение слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация слогов;

-дифференциация фонем;

-развитие навыков элементарного анализа и синтеза.

- Формирование лексико-грамматических средств языка:

- расширение и уточнение пассивного и активного словаря по лексическим темам, работа над обобщающими  понятиями;

- подбор к словам синонимов и антонимов;

- работа над слоговой структурой слова.

Формообразование:

- усвоение предложно – падежных конструкций, отработка форм  В. п.,  Р. п., Д. п., Т. п., П. п., правильное использование  падежных форм мн. ч;

 - согласование существительных и прилагательных  в роде, числе, падеже;

 -употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе, изменение глаголов прошедшего времени по родам, лицам и числам, использование глаголов будущего времени;

 - обогащение словаря наречиями;

Словообразование:

- уменьшительно – ласкательные формы существительных и прилагательных; - образование прилагательных от существительных (относительные,         притяжательные);
- образование приставочных глаголов;
- образование родственных слов;

- употребление и объяснение сложных слов;

- понимание и употребление слов с переносным значением;

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- работа над предложением: составление простых нераспространенных предложений, распространение предложений, работа над сложными предложениями.

Работа над связной речью:
- составление рассказов – описаний;
- пересказ текста сказок, рассказов;
- составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине;
- творческое рассказывание.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:

- развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, воображения;

- развитие слухового, зрительного внимания, памяти;

- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово» и  др.;

- развитие первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

- знакомство с буквами русского языка, развитие элементарных навыков письма и чтения;

Развитие общей и мелкой моторики:

 - развитие графо-моторных навыков.

9. Программно – методическое обеспечение

- «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».

Автор – составитель Г. В. Чиркина М., 2010
         - Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб., 2006.

          - Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2006.
           - Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М., 2005.
           - Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2005.
          - Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида. М., 2003
          - Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. М., 1985.
         - Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада Часть 1. Первый год обучения (старшая группа), М., 1993.
         - Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа), М., 1993

10. Создание  специальных условий обучения

и воспитания детей, имеющих нарушения речи.

1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок).

2. Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности; здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях).

4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).

5. Обеспечение участия всех детей с нарушениями речи, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

В ДОУ имеется логопедические уголки, которые оснащены ростовой мебелью для детей, зондами, необходимыми  для осуществления  профессиональной деятельности учителя-логопеда, учебно-дидактическим материалом,  специальными  методическими пособиями, играми.
         В ДОУ имеется мультимедийная установка. В паспорте логопедического уголка весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам: 


1. материалы для логопедического обследования;

2.  материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова;

3. пособия для развития мелкой моторики;

4.  материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия;

5. материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи;

6.материал для развития навыков звуко-буквенного анализа, синтеза.

11. Показатели результативности

и эффективности коррекционной работы.

В первой половине сентября проводится первичное логопедическое обследование детей. Целью обследования является выявление уровня развития речи детей.

В диагностику речевой функции входит:


         - исследование лексико-грамматических представлений: употребление родительного падежа множественного числа, употребление уменьшительно-ласкательных форм, согласование существительных с числительными, объяснение значений слов, употребление предлогов, называние частей предмета, уровень обобщений, подбор антонимов, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных;
         - исследование звукопроизношения и уровня развития фонематического слуха, произношение слов сложной слоговой структуры, анализ звукового состава слова;
         - исследование уровня развития связной речи: рассказ по картине, по серии картин, пересказ.

В январе проводится промежуточная диагностика речи детей, с целью выявления динамики в развитии.

Во второй половине мая проводится итоговая диагностика, целью которой является выявление динамики в развитии речи воспитанников.

По результатам обследования заполняются речевые карты и диагностические таблицы.

12. Показатели результативности

и эффективности коррекционной работы

 

В итоге логопедической работы дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук»;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре,   пересказе, чтении стихов.

13. Заключение

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе, тесное взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ФФНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ФФНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"
  • territorija132016.jpg
  • territorija142016.jpg
  • territorija82016.jpg
  • territorija52016.jpg
  • territorija42016.jpg
  • territorija152016.jpg
  • territorija222016.jpg
  • territorija72016.jpg
  • territorija252016.jpg
  • territorija212016.jpg
  • territorija192016.jpg
  • territorija112016.jpg
  • territorija62016.jpg

propal rebenok

pers1